ЗВЕЗДНАЯ ШКОЛА

АЛИНЫ КАШЛИНСКОЙ

    

 



      «Тринадцатилетняя москвичка Алина Кашлинская стала победительницей  взрослого международного женского шахматного турнира в Хорватии.
Набрав в ходе этого соревнования, проходившего по круговой системе, семь очков из девяти возможных, она не просто выиграла его, но и выполнила таким образом нормативгроссмейстера».     

                                          


       Это сенсационное сообщение распространили многие ведущие информационные агентства мира, но мы не успели его включить
в предыдущий выпуск и решили восполнить этот пробел в сентябре,
как неожиданно получили по электронной почте письмо от... самой Алины.
В нем она предлагала нашим читателям сыграть с ней заочную партию,
что само по себе было бы чрезвычайно интересно. Но такая шахматная встреча в силу специфичности нашего издания и загруженности юного дарования могла растянуться на долгие месяцы, и мы предложили встречный вариант – рассказать о ней на страницах YSR. Так родилось это интервью в «спаренной» по такому случаю рубрике «Тема дня на Зеленом диване».  




        Геннадий Дерткин

 

                        
 

            - Прекрасное достижение, Алина, поздравляем! Такой сильный состав участниц и – победа самой юной. То, что международный мастер Нино Майсурадзе из Грузии сравнялась с Вами по очкам, я думаю, нисколько не умаляет значимости Вашей победы. Не правда ли?
           
- Нисколько, наоборот. Нино еще раз продемонстрировала силу знаменитой грузинской шахматной школы...
             - Вы знаете, в свое время я первым в Грузии написал о Майе Чибурданидзе, которая тогда, в свои двенадцать лет, не скрывала честолюбивых замыслов стать чемпионкой мира, что ей в итоге блестяще удалось. Не мечтаете ли и Вы о шахматной короне?
             
- Конечно, какой солдат не хочет стать генералом? Не меньше хотят этого мои родители: папа Анатолий Рафаилович и мама
Светлана Владимировна. Похоже, что мой старший брат Рома разделяет наши надежды.

 

В наследство – древняя игра
 

            - Они что, все – шахматисты?
            
- Папа по образованию экономист, работает в банке начальником департамента по работе с клиентами. Увлекается чтением художественной литературы, историей, театром, внимательно следит за политическими и прочими новостями, но главное его увлечение – шахматы. Мама моя - химик, она - консультант в небольшой автомобильной фирме. Много внимания уделяет нам, своим детям, увлекается вопросами психологии. А шахматы она любит, наверное, потому что любим мы с папой. Хотя брат тоже к ним неравнодушен, тем более, что в свое время активно занимался ими, имеет первый разряд с баллом кандидата в мастера; недавно он принял участие в Краковском (Польша) шахматном фестивале и занял третье место в своем турнире, получив денежный приз.
          - Получается , что у вас, Кашлинских, - что-то вроде семейной шахматной школы, где Вы – директор...
         
- Нет, «директора» у нас нет, скорее, роль спортивных менеджеров
выполняют мои родители. Подходы к той или иной проблеме они решают на основе достижения консенсуса, которые затем обязательно согласовывается со мной, или я сама озвучиваю какой-то вопрос, который мы совместно обсуждаем, и опять же приходим к какому-то общему решению. Таким образом, в отличие от фирмы или школы наш механизм более демократичен. А основной груз поездок со мной на турниры выпадает на долю мамы, так как ей относительно проще «вырываться» с работы. Во время турниров она старается создать мне максимально комфортные условия: следит за моим здоровьем, правильным питанием, соблюдением режима, контролирует мой психологический настрой, обеспечивает возможности для отдыха и восстановления сил и делает все необходимое, чтобы я успешно выступала в соревнованиях.
        - Как шахматы пришли в Вашу семью?
       
- Папа рассказывал мне, что в детстве он часто играл со своим отцом. Обычно они устраивали троеборье: шахматы, шашки, уголки. Иногда оно трансформировалось в «четвероборье», тогда к стандартному набору добавлялся игра в «чапаевцев» (это когда на шахматной доске надо фигурами из шашек сбивать неприятельские фигуры – что-то вроде шахматных солдатиков). Дедушка никогда не знал шахматной теории и играл, как Бог на душу положит, но всегда очень любил эту древнюю игру. Любовь к ней он передал моему папе, который в своем шахматном развитии пошел дальше дедушки: имел ряд книжек, участвовал в нескольких турнирах, дорос до второго разряда и даже был старостой шахматной секции в институте.

 

И зажглась новая звездочка...
 

          - А когда Вы впервые публично продемонстрировали верность семейным традициям?
         -
Это не совсем обычная история. Мой брат, который умудрился опередить меня при рождении больше чем на два года, стал первым из нас, кого родители направили в шахматную секцию при районном Доме детского творчества, чтобы «воспитать нового Каспарова». Заодно записали и меня, так как мне было почти шесть лет, и я уже знала, как ходят шахматные фигуры. И путевкой в большие шахматы для меня стали даже не занятия в секции, а сеанс одновременной игры, который в рамках предвыборной кампании проводил заместитель руководителя фракции «Яблоко» Государственной Думы, мастер спорта Сергей Иваненко. Но к началу сеанса Рома куда-то запропастился, и папа с мамой решили выставить на замену меня. Так я оказалась за игровым столом. Мне подложили подушку на стул, чтобы я могла видеть доску, и подставили табуретку под ноги, чтобы можно было опираться, когда тянешься за фигурой...
         - Представляю, как Вы, совсем еще ребенок, волновались... По себе знаю, что это такое, хотя был уже в выпускном классе. Помню, уже будучи третьеразрядником, зевнул ферзя в сеансе одновременной игры, который проводил Эдуард Гуфельд. Но гроссмейстер неожиданно предложил ничью, чем заслужил аплодисменты болельщиков, оценивших по достоинству его благородство.
         -
Я не могу сказать, что очень нервничала, ведь результат был предрешен, тем более, что к проигранной позиции я пришла достаточно быстро - гораздо быстрее, чем многие из участников
сеанса. Видимо, поэтому мастер перестал уделять мне серьезное внимание и сосредоточился на более сильных соперниках. Окружающие меня зрители дружно советовали сдаться, но тогда я еще не умела признавать поражение и сражалась до мата. (Кстати, умение вовремя сдаваться тоже является свидетельством определенной шахматной квалификации. Практически все начинающие шахматисты играют до последнего, надеясь на зевок соперника. Первый раз я уговорила себя сдаться, только выполнив первый разряд, на сеансе международного мастера и известного шахматного журналиста Максима Ноткина. Оставшись без ферзя и коня, я все-таки решила, что именитый сеансер сможет довести партию до победы, ничего не зевнув).
            Так вот, с Иваненко я откровенно тянула время, видя, что тот уже устал бегать по кругу и все больше зависает над чужими столиками. Мое упорство оказалось вознаграждено – сеансер, который мысленно уже рассматривал нашу партию как закончившуюся, просто просрочил время. Когда флажок на его часах упал, я удивленно обернулась к маме и срывающимся от волнения голосом спросила: «Что, выиграла?!». Тут подошел мастер, я показала ему на часы, и он… поздравил меня с победой. Репортер московского телеканала попытался взять первое в моей жизни интервью, но от радости я не могла даже двух слов связать, и мои ответы свелись к «да» и «нет». В итоге по телевизору показали только фрагмент награждения, когда меня вызывают на сцену и при полном зале вручают плюшевого львенка, который на несколько последующих лет стал моей любимой игрушкой.

 

                                Взрослые шахматы подростка
 

 - И с подарка судьбы началась Ваша шахматная карьера...
         - Это был действительно подарок. С восьми лет я уже стала много играть со  взрослыми соперниками: в полуфинале чемпионата Москвы среди женщин, Кубке России по быстрым шахматам и блицу среди женщин, начала набивать руку в турнирах по быстрым шахматам, проводившихся в Центральном Доме шахматиста на Гоголевском бульваре, и соревнованиях по блицу в популярном среди московских профессионалов и любителей клубе «Октябрьский». Постепенно я все уверенней чувствовала себя среди взрослых, уже перестав быть «девочкой для битья». Но в определенный момент стало ясно, что начинается «пробуксовка». На семейном совете было принято решение перейти в более сильный московский клуб, известный индивидуальной и грамотной работой с молодыми перспективными спортсменами. Так я оказалась в Шахматной школе при Московском дворце детского и юношеского творчества на Ленинских горах. В этом клубе вели занятия сильные международные мастера, продолжающие играть в турнирах и имеющие здоровые амбиции по выращиванию талантливой смены. Меня взял под свою опеку один из лучших детских тренеров России Владимир Викторович Вульфсон. С ним я стала чемпионкой страны до десяти лет, вице-чемпионкой Европы по классическим и быстрым шахматам в этом же возрасте, в девять лет получила звание кандидата в мастера, в 2005 году мне присвоили звание мастера ФИДЕ.

  - Впечатляющие достижения... И дальше всё пошло, как по маслу?
          
- Я бы не сказала... В том же 2005-м Российская шахматная федерация начала проводить спортивные сборы для наиболее перспективных юношей и девушек. Впоследствии на базе этих сборов и появилась Шахматная школа Евгения Бареева. Вначале мне было очень сложно, я опять оказалась самой молодой и самой малоопытной участницей.
           - Но молодость, Алина, – это ведь так прекрасно...
          
- Да, но требования же ко всем были одинаковы, поблажек никому не давали. Между сборами нам нужно было выполнять много домашних заданий и постоянно отчитываться о проделанной работе. Приходилось «пахать» в несколько раз больше других, чтобы не отстать. И все равно разница в возрасте сказывалась. Тренеры начали задумываться, имеет ли смысл брать на сборы таких еще молодых и недостаточно опытных шахматистов, как я. И тут неожиданно пришла поддержка со стороны международного гроссмейстера, заслуженного тренера СССР Игоря Аркадьевича Зайцева, среди подопечных которого в свое время были Анатолий Карпов, Тигран Петросян, Лев Полугаевский и другие шахматные титаны. Случайно познакомившись с моим папой на одном из турниров, он взял надо мной шефство, разбирая мои партии и анализируя слабые места в игре, над которыми надо работать. Именно он посоветовал тренерам, проводившим сборы, пристальней присмотреться ко мне, дать мне еще немного времени, чтобы раскрыться. Не знаю, как сложилась бы моя шахматная судьба, если бы не встретился мне тогда этот замечательный, уже совсем немолодой, мудрый и добрый человек. Он поверил в меня, и я не могла его подвести.
            Шахматная школа Евгения Бареева научила меня играть в другие, взрослые шахматы, глубоко и самостоятельно прорабатывать дебюты, правильно готовиться к партии, любой поединок с любым соперником играть активно, наступательно, много внимания уделять выбору атакующих планов, решать много позиций, направленных на совершенствование техники расчета вариантов, что позволяло «пересчитывать» соперников за доской.


             

Школа Алины Кашлинской

 

   - Профессиональные шахматы, как известно, занимают практически весь день. Остается ли у Вас время на что-либо другое?    
            - В детстве у меня было много увлечений: я занималась живописью в художественной и музыкальной школах, увлекалась конным спортом, спортивными танцами... Но постепенно шахматы стали все больше выходить на первый план, и вот сегодня я стараюсь достойно учиться в школе, так как понимаю, что нужно иметь хорошее образование: перешла в 8-й класс, и пока мне удается быть «круглой отличницей».

  Стараюсь не запускать занятия языками, учу английский, французский и немецкий. Современные шахматы имеют ярко выраженную спортивную составляющую. Для того, чтобы побеждать, нужно не только уметь хорошо играть, но и быть в хорошей физической форме. Поэтому, стараюсь каждый день бегать, по возможности посещаю бассейн, зимой встаю на лыжи. В редкие свободные минуты, в зависимости от настроения, могу почитать книгу, послушать музыку, посмотреть телевизор, пообщаться с семьей или подругами. К сожалению, только иногда удается вырваться с семьей в театр, и тогда у меня настоящий праздник.



«Папа, мама, брат и я – вот и вся наша семья.
Правда, есть еще собачка Люська и две кошки - Мурлыка и Анфиса»

 

            И всё же шахматы - главная моя цель в жизни. Тренеры, видевшие мою игру, отмечали, что я отношусь к тому типу шахматисток, которые никогда не пожертвуют сопернику даже пешечку, если не видят конкретного плана выигрыша, и принципиально играют исключительно в позиционные шахматы. Благодаря Школе Евгения Бареева и работающим в ней тренерам Валерию Александровичу Чехову и Сергею Николаевичу Архипову я смогла полностью перестроить свою игру, стала играть в полнокровные, интересные для меня и зрителей шахматы. Теперь многие мои партии можно отнести к жанру боевиков или триллеров, с взаимными атаками, угрозами, жертвами, иногда чисто интуитивными, последствия которых сложно просчитать.
           - Мы предоставляем возможность нашим читателям убедиться в правоте Ваших слов. Сегодня же мы публикуем записи трех партий с Вашими комментариями в материале «Это не только спорт...».. Но я хотел вот о чем Вас спросить. Не каждый молодой шахматист может похвастать такой поддержкой, которую оказывают Вам родители, брат, не правда ли?
           -
Вы совершенно правы. У многих девочек и мальчиков, которые тоже подавали надежды, родители пускали процесс на самотек, что сильно тормозило развитие перспективных спортсменов. Поэтому папам и мамам, если они хотят, чтобы их дети добились серьезных успехов в шахматах или другом виде спорта, нужно четко понимать, что нельзя просто отдать ребенка в секцию и при этом не принимать дальнейшего участия в его судьбе. Необходимо видеть конкретную цель и знать, что нужно для ее достижения. Без помощи взрослых такую серьезную, «взрослую» задачу ребенку не решить. Пример Александры Костенюк и сестер Косинцевых, составляющих костяк женской сборной России по шахматам, у которых роль менеджеров с первых шагов в шахматах выполняли их отцы, показывает, что такая поддержка является наиболее эффективной.
             - Я желаю Вам, Алина, еще больших успехов и надеюсь, что специальное окно «Школа Алины Кашлинской», которое мы сегодня разместили на главной странице YSR, откроет для Вас много новых друзей и шахматных болельщиков.
              - Спасибо большое, Геннадий Дмитриевич! Это замечательно, что моя инициатива обратиться в Ваше международное издание привела к такому интересному разговору. Я очень надеюсь на продолжение нашего сотрудничества.

 

Важная новость в номер!

 

На только что закончившемся Президентском Совете ФИДЕ Алине Кашлинской присвоено звание "Международный мастер". Теперь она самый молодой обладатель этого почетного титула в Европе и России.

Поздравляем!

 

 

*******

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Алина Кашлинская

  (Москва, Россия)

 

          Уважаемые читатели The Yonge Street Review!

          Выбирая, какие бы шахматные партии показать вам, я решила остановиться на трех, которые мне лично особенно нравятся.

          Первая была сыграна в январе 2005 года в первенстве России по шахматам среди женщин против мастера Этери Кублашвили. Я играла белыми фигурами.

 

                             Алина Кашлинская – Этери Кублашвили

           

          После 16-го хода черных на доске возникла следующая позиция:

Белые: Крg1, Фd2, Ла1, Лс1, Се2, Се3, Ка5, Кс3, п. b2, c4, e4, f3, g2, h2.

Черные: Крg8, Фс7, Лс8, Лd8, Ca8, Ce7, Kd7, Kf6, п. a6, d6, e6, f7, g7, h7.

 

          Разыграна сицилианская защита, черные решили сыграть вариант с несколько экзотическим названием «еж», который ведет к сложной маневренной борьбе при некотором пространственном перевесе белых. Я в ответ выбрала план игры, связанный с продвижением и последующим разменом пешки а (а2-а4-а5). Похоже, соперница была к нему не готова.

          В получившейся позиции я сыграла 17. Ка2. Ход выглядит как отступление, но в действительности это начало атаки. Главная идея плана – после того, как конь белых утвердился на поле а5, продвинуть белую пешку на поле b4. Я не стала делать ход 17. b4 сразу, так как мне не нравился ответ черных 17. …d5 с контригрой.

17. …Кb8 18. b4. Теперь ход d5 у черных не проходит, потому что конь белых ушел с поля с3, и ферзь черных при взятии cd окажется под боем.

18. …Фd7 19. b5. Я решила образовать проходную «надвинутую» пешку b5. Черные не могут помешать этому.

19. …ab 20. cb d5 21. e5 Ke8. Создается впечатление, что черные фигуры расставляются для начальной позиции в «фишеровских» шахматах, где начальное расположение фигур в каждой партии определяется случайным образом при помощи компьютера. Во время партии я оценивала свою позицию как гораздо лучшую.

22. Сd4. Надо заблокировать пешку d5, чтобы она не могла продолжить свое движение.

22. …f6. Моя соперница хочет ввести свои фигуры в бой.

23. b6. Пешка неудержимо рвется в ферзи. 23. …fe 24. Ce5 Cc5.

(Здесь лучше разместить еще одну диаграмму).

25. Лс5! Эту жертву качества я замыслила, делая свой 23-й ход. При этом я исходила из того, что слон черных является их единственной активной фигурой. Ликвидируя ее, пусть даже ценой отдаваемой ладьи, мне удалось полностью зафиксировать пассивное положение фигур черных.

25. …Лс5 26. Кb4. Белые подтягивают свои фигуры для решающего рывка вперед.

26. …Лсс8 27. Фd4. (Здесь нужна еще диаграмма).

Шахматная аналитическая программа «Фриц» оценила данную позицию как равную, но я считаю, что у черных полный цугцванг – им просто некуда ходить. Реализация преимущества белых – уже дело техники. Последняя версия другой шахматной программы «Рыбка», которая считается более сильным «железным шахматистом», согласилась с моей оценкой.

27. …h6 28. Сd3. Белые продолжают усиливать свою позицию. 28. …h5 29. h3. Профилактика. Еще одна «форточка» для короля.

29. …Кс6. Черные пытаются хоть как-то активизировать свои фигуры. Однако этим ходом противница форсированно дает мне материальное преимущество.

30. Кас6 Сс6 31. Ла7 Сb7 32. Ca6 Kd6 33. Cd6 Фd6 34. Лb7.

( Желательно поместить здесь последнюю из диаграмм).

У белых – две фигуры за ладью и очень сильная проходная пешка.

34. …е5 35. Фb2 Крh8 36. Kd3 d4 37. Фb5 Фf6 38. Фе5 Лс1 39. Крh2 Фе5 40. Ке5. Все готово для марш-броска пешки на поле превращения. Помешать этому уже невозможно.

40. …Лd5 41. Лe7 Лe3 42. b7. Здесь черные были вынуждены смириться с поражением.

1-0.

 

Вторая партия – с международным гроссмейстером Ириной Василевич была сыграна зимой этого года на одном из крупнейших в Москве шахматных турниров – «Moscow open». Партия игралась в предпоследнем туре, и от ее исхода зависело многое. Выигрыш в ней обеспечивал выполнение нормы международного мастера, но для этого нужно было обыграть очень сильного и опытного гроссмейстера. Приятно, что победить мне удалось не благодаря грубым ошибкам соперницы, а переиграв ее в ходе игры.

                          

                                 Алина Кашлинская – Ирина Василевич

 

К 15-му ходу белых на доске стояла следующая позиция:  

 

Белые: Крg1, Фе2, Ла1, Лf1, Cb2, Cd3, Kc3, Kf3, п. а3, b4, c4, d4, f2, g2, h2.

Черные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Сb7, Ce7, Ke4, Kf6, п. а7, b6, d6, e6, f5, g7, h7.

 

Это был переломный момент в партии. Можно было продолжить игру в позиционном стиле, но я предпочла пожертвовать пешку, не имея конкретного плана выигрыша, но активно расставляя свои фигуры, что должно было в итоге привести к каким-то дивидендам. Партия может служить типичным примером чисто интуитивной жертвы.

15. d5! Как вариант я рассматривала 15. Kd2, пытаясь разменять сильного коня черных на e4, но после размена на это поле может «прискакать» второй конь соперницы, которого черные могут укрепить, пойдя пешкой на поле d5. Позиция белых все равно будет предпочтительней, но выиграть ее будет нелегко, т.к. позиция черных достаточно прочна. Зачем все эти проблемы, если можно всего за пешку получить прекрасную позицию?

15.ed. Черные приняли вызов. Ход 15. …e5 приводит к встречной жертве пешки черными, но после 16. С:е4 К:е4 17. К:е4 fe 18. Kd2 белый конь съедает пешку на e4. У черных нет полной компенсации за пожертвованную пешку.

16. К:d5 K:d5 17. Cd5 C:d5 18. Kd4. Ход с угрозой сделать не повредит: в данном случае грозит Kf5 или f3 – под угрозой черный конь на е4.

18. …Сf6. Сильнейший ход черных.

19. f3. Этим ходом я лишаю черных преимущества двух слонов, а также вынуждаю их коня покинуть поле е4.

19. …C:d4+ 20. C:d4 Kg5. Форсированные размены закончились, теперь белые могут заняться развитием и улучшением позиций своих фигур.

21. Лаd1. Это наиболее оптимальная позиция для ладьи.

21. …Сb7. Черные уводят слона, чтобы он не попал под удар ладьи d1. Как вариант, черные могли сыграть 21. …Ке6!? 22. Cb2 Фg5. Позиция черных активизировалась, но белые могут перевести партию в эндшпиль: 23. Фd2!! Ф:d2 24. Л:d2 Сb3 25. Ле1. Теперь можно оценить позицию: у белых все фигуры централизованы и атакуют, а у черных – лишняя пешка и много слабостей. Играть такую позицию за черных я бы не хотела, видимо, как и моя оппонентка.

22. h4. Атака началась.

22. …Kf7. Вариант 22. …Ле8 23. Фf2 Ke6 24. C:f5 K:d4 25. Ф:d4 приводит к позиции, выигранной для белых.

23. Фb2. Цель атаки белых – слабая пешка g7.

23. …Ф:h4. Черные решили поменять пешки, но теперь у них очень слабый король. Вариант с ходом 23. …g6 приводит к дальнейшему ослаблению позиции черных, которая может быть атакована движением пешки белых на h5.

24. C:g7 Лfe8 25. Cf6. Слон с темпом уводится из-под удара.

25. …Фf4 26. Фc1. Я по-прежнему играю без пешки и при этом предлагаю сопернице перейти в эндшпиль. А почему бы и нет? Если представить, что на доске нет ферзей, то видно, что черным не защитить свои слабые пешки и не предотвратить вторжение белых ладей на свою территорию. Несомненно, это понимала и моя соперница. Поэтому, она решила сыграть хитрее, организовав контригру путем отдачи лишней пешки и начиная атаку на белого короля. Что ж, посмотрим, кто быстрее…

26. …Фg3!? 27. C:f5? Видимо, я не конца вылечилась от детской болезни «пешкоедства». Здесь у меня было гораздо более сильное продолжение 27. Фс7! (со следующим ходом белых 28. С:f5. Разница заключается в том, что в этом варианте у черных нет хода Лс8 и их белопольный слон провисает). Я же дала сопернице контригру, что могло привести к неприятным последствиям.

27. …Ле2 28. Сh3. (В этой позиции тоже была бы полезна диаграмма).

В этой позиции черные сыграли 28. …Лс8?! Если бы соперница в этой позиции смогла бы найти ход 28. …Лае8!, мое «пешкоедство» было бы наказано. После 29. Фс4 Сс8 30. Сh4 Фg6 31. g4 Лс2 позицию уже можно оценить как почти равную, но с некоторым преимуществом у черных). 

29. Сh4 Фg6?! Черные еще надеются поставить мат моему королю, хотя серьезной контригры у них уже нет. Им все-таки следовало сыграть 29. …Л:с1! 30. С:g3 Лсс2 31. Лf2 Л:f2 32. С:f2 Cc8 33. С:с8 Л:с8 34. Сd4. Позиция белых несколько лучше, но им предстоит нелегкая реализация преимущества.

30. Фf4 Лсс2 31. Сf2?! Анализируя позицию после партии, я пришла к выводу, что лучше было все-таки поменять пару ладей, сыграв 31. Лf2.

31. …Кg5? Решающая неточность черных. Какие-то шансы на сопротивление оставались у них после 31. …Сс8 32. С:с8 Л:с8 33. Лс1, хотя после размена активных фигур, позиция также не сулит им ничего хорошего.

В партии же последовало:

32. Сf5 Фf6 33. Л:d6 Фе7 34. С:с2 Л:с2 35. Лfd1 Сс8 36. Лd8+ Крg7 37. Сd4+ Крh6 38. Фh4+ Крg6 39. Лg8+ Крf5, и черные сразу сдались, так как следующим ходом белые ставят мат путем Фg4x.

1-0.

 

И наконец, «на десерт» - окончание партии, которую я сыграла три года назад против сильного московского мастера Дмитрия Жарова. Просматривая эту партию сейчас, я до сих пор не могу поверить, что три года назад я оказалась способной «учудить» такое.

Итак,

 

                                       Алина Кашлинская Дмитрий Жаров  

 

Белые: Крg1, Фd7, Ла1, Лf1, Сс4, Се3, п. b2, c3, e4, g2, h3.

Черные: Крg8, Фg3, Ла1, Лf8, Се5,  п. а6, с5, е6, g6, h7.

 

Несмотря на то, что у белых лишняя фигура, им нелегко защититься от мата Фh2x.

Для начала я просто съела пешку с шахом:

24. Ф:е6+ Крh8.

Дальше у меня возникли серьезные проблемы. Мне пришлось делать нелегкий выбор между, казалось бы, естественными ходами 25. Лf2 или 25. Лf8. Оба хода (не буду утомлять читателей детальным анализом) приводили в итоге к позициям, близким к равенству, или с минимальнейшим преимуществом у белых. Не знаю, что на меня нашло, но, скорее по наитию, я пошла 25. Ф:е5+, отдав ферзя …за слона. Правда, в качестве компенсации белые получили преимущество двух слонов.

          Последовало 25. …Ф:е5 26. Сd5  Л:f1+ 27. Л:f1 (здесь желательно поставить диаграмму).  27. …Лс8?! Если бы противник сыграл 27. …Лd8 28. С:с5 Л:d5 29. ed Ф:d5 30. b4, то на доске возникла бы равная позиция. Однако, психологически мастеру сложно было играть на ничью, имея против маленькой девочки лишнего ферзя всего за двух слонов. Черные решили играть позицию на выигрыш.

          28. h4 с идеей пойти Сg5 и затем Сf6. Можно было сыграть и 28. Лf7?!, что тоже приводило к выигрышу.

          28. …Фg3. Возможно, черным следовало сыграть 28. …Фе8, хотя и здесь у них в позиции радостей мало.

          29. Сg5 h6 30. Cf4, и черные сдались. 1-0.

 

Неофициально признанный лучшим шахматным тренером не только в России, но и в мире, Марк Израилевич Дворецкий, вырастивший таких известных шахматистов, как Артур Юсупов, Сергей Долматов и многие другие гроссмейстеры, автор книг, на которых воспитывалось и воспитывается не одно поколение шахматистов, увидев эту партию, долго анализировал возможные варианты, указав в том числе и на возможный ничейный исход, но при этом ни мог не признать, что она смотрится очень эффектно и даже может быть использована как учебный пример по тактике.

 

Сложно передать чувства и эмоции, которые возникают у шахматиста, сумевшего сыграть такую партию и особенно выиграть ее. В такие минуты начинаешь реально ощущать, что шахматы не только спорт, но и искусство. В этот момент чувствуешь себя художником, создавшим свой маленький шедевр. И понимаешь, что это чувство не променять ни на какое другое.